На эсперанто

ДРУГУ

Заглядывайте почаще в душу свою, и она подскажет вам, в чем вы не правы и выведет на главную дорогу к Богу.

Небольшие эссе, собранные здесь, представляют мою собственную точку зрения. Не ищите в них прямых параллелей с разными религиями и философиями. Это моя собственная философия, возможно не совсем правильная (или даже совсем не правильная), однако она помогает мне жить.

 

Содержание

Религии

Множество религий

О вере

Литература

 

Религии

Путей на гору много, у каждого -- свой, но направление у всех одно -- к вершине.

Религия, наука и искусство -- три метода, инструмента познания мира, которые должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. Человеку даны пять чувств. Но ведь никому не приходит в голову объявлять одно из них единственно верным, а все остальные -- "опиумом для народа". Религия, наука и искусство -- три "чувства" для постижения законов Бытия -- мистическое, рациональное и эстетическое, которые должны дополнять друг друга, как зрение, слух и остальные чувства. Но если искусство еще как-то дружит и с религией, и даже с наукой, то религия и наука вечно воюют друг с другом. "Наука боится религии, религия опасается науки; так два основных метода постижения Действительности (один путем Разума, второй -- путем Сердца) никак не могут встретиться и протянуть друг другу руки" [2].

Несомненно, что любая религия (также, впрочем, как и любая наука) основывается на некотором наборе аксиом, принимаемых на веру. В религии они называются догмами. Несомненно также, что любая религия имеет выражение через систему обрядов, которые необходимы для упорядочивания религиозной жизни. Но религия -- не догма и не обряд, хотя и содержит их в себе.

Где-то я вычитал, что само слово "религия" произошло от слова, означающего "связь с Богом". Действительно, религия нужна человеку для познания и связи с Богом и "тонкими планами бытия". Именно это является главным. Связь с Богом -- необходимое, как говорят математики, и достаточное условие ее существования.

Религия, как система взаимоотношений человека и Бога, не может быть косной, застывшей на века системой догматов и обрядов. Она должна развиваться вместе с духовной эволюцией человека. Есть незыблемые ценности в каждой религии: любовь, уважение, терпимость... Как дружба не определяется ритуалом рукопожатия, а любовь -- поцелуем, так и вера не определяется обрядами. И разве был Иудин поцелуй выражением любви к Учителю?

Иван Ефремов в "Таис Афинской" [4] от имени одного из персонажей говорит:

"...только в начале своего возникновения любая религия живет и влавствует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вместо веры происходит толкование, вместо праведной жизни -- обряды, и все кончается лицемерием жрецов в их борьбе за сытую и почетную жизнь".

Но существует Учение (не говорю религия), которое не ставит обряды или благополучие жрецов во главу угла, у которого вообще нет жрецов. Это Учение Живой Этики (другое его название Агни Йога), для которого форма религии не имеет значения, но существенна лишь сама идея, ибо, как сказано Наивысшим в Бхагавад-Гите: "человечество приходит ко мне разными путями, но, каким бы путем человек не приближался ко Мне, на этом пути Я приветствую его, ибо все пути принадлежат Мне" [1].

"В отличие от других учений оно вовсе не строит свое благополучие на отрицании предыдущих религий, потому что Агни Йога утверждает беспрерывность того, что люди именуют религией".

 

Множество религий

Пока народы не имели жрецов, естественный закон управлял ими, и они сохраняли непорочность души.

Тибетское Евангелие

Скажи, друг, разве Иисус принес не землю несколько вер, несколько Учений -- отдельно для католиков, отдельно для православных, отдельно для протестантов или старообрядцев? Не кажется ли тебе, что это ненормально, когда те, кто называет себя последователями Христа, враждуют, обманывают, проклинают друг друга?

Сколько уже сотворено зла под прикрытием "истинной веры"! Но ведь и для католиков, и для православных, и для всех остальных людей Бог один. Он один и другого быть не может! Не кажется ли тебе, что все жертвы межрелигиозных войн были принесены только во имя того, что сосед слева называет Бога Аллахом, потому что говорит по-арабски, а сосед слева -- Брахманом, так как говорит на хинди? Неужели люди так слепы, что до сих пор не увидели, что все, хоть и разными словами, говорят об Одном, хоть и разными способами, служат Одному? Почему же люди должны ненавидеть и даже убивать людей за то, что те, входя в свой храм, не снимают обуви или крестятся не тремя, а двумя перстами?

Сравнивая мировые религии и философские учения, мы увидим, "что во все времена и во всех народах исповедовалась Единая Доктрина Знания, только в разных национальных, религиозных и философских одеяниях, соответственно времени и обстоятельствам" [2]. "...и на Востоке и на Западе религия призывает к очищению помыслов и желаний, к любви, чистоте, милосердию" [3].

Каждая новая религия появлялясь в определенные моменты истории у определенного народа. Каждая религия давалась словами, понятными этому народу в это время. Из общности начальных установок можно предположить, что все религии исходят из одного источника. Вот, что об этом пишет Е. П. Блаватская (цит. по [3]):

"Через определенные промежутки времени они (Духовная Иерархия) пытаются дать всему миру более детальное и правильное понимание духовности. Некоторые из них приходят, чтобы учить людей, и обычно входят в традицию как основатели религий. Таким Учителем был Кришна, таким же был Зороастр, такими же были Будда и Шанкара Ачарья, великий мудрец Южной Индии. Был Учителем и Назорей. Он воплотился вопреки советам остальных, передав людям учение раньше времени, движимый состраданием и вдохновленный верой в человечество; Его предупреждали, что время неблагоприятно, но несмотря на это Он решил идти и был казнен по воле жрецов".

 

О вере

Я искал Тебя.
Я громко звал Тебя,
Стоя на минерете.
Я звонил в храмовый колокол
С восходом и заходом Солнца.
Я купался в водах Ганга, но все напрасно.
Я вернулся из Каабы разочарованным.
Я искал Тебя на земле,
Я искал Тебя на небесах, мой Возлюбленный,
И наконец я нашел Тебя,
Спрятанного, подобно жемчужине
В раковине моего сердца.

О. Александр Мень в третьей беседе на Никео-Цареградский Символ Веры сказал: "Вера это есть готовность духа слушать Его, открыться Ему, вера это полет души навстречу Богу" [5].

Суть заповедей большинства религий можно выразить словами: "Любите и накапливайте знания". Любить -- это значит "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоей, и всею мыслию твоею", "возлюби ближнего твоего как самого себя", ведь в любом человеке есть искра Божия, частица Его. Вот, что сказал Ибн Араби, мусульманский суфий, живший в конце XII -- начале XIII веков:

"Мое сердце стало способно принять любую форму: оно и пастбище для газелей, и монастырь для христианских монахов, и храм для идолов, и Кааба для ходящих вокруг паломников, и скрижали Торы, и свиток Корана.

Я следую религии любви, и какой бы путь не избрали верблюды любви, такова моя религия, моя вера".

Любить -- расширять сердце, чтобы "открыться Ему", вместить Его. Вторая часть заповеди -- "накапливайте знания" -- означает расширение сознания в Беспредельность. Нельзя замыкаться в "футляре", ограничивать свои возможности в познании.

Устоявшиеся незыблемые догмы препятствуют развитию. Догмы -- кандалы духа. "Этого не может быть, потому что не может быть никогда" -- не лучший способ мышления. Сколько открытий было отвергнуто из-за слепой веры в авторитеты и нежелания выглянуть из "футляра" собственной "теории" мироздания. Еще недавно мы слышали "диалектический материализм это отвергает". Также и в религии. "Церковь это отвергает" -- аргумент лишь для фанатиков.

"Есть вера слепая, а есть зрячая вера, которая превыше всех религий; есть вера -- преддверие знания, а есть вера, которая само знание" [2].

"Вера дается нам как некий дар, но этот дар мы должны уметь принять. Без принятия со стороны человека она не реализуется", говорил о. Александр [5]. Что это значит? Вспомним притчу Иисуса о талантах (Мф., 25, 14-30). Тот человек, что получив один талант, закопал его, имел веру слепую и дар Господа он не мог принять. А другие два не только приняли, но и приумножили данное им сокровище. Принять веру можно только путем расширения сердца и сознания, открываясь Ему, приумножая дар Его, вмещая Его в свое сердце. На это способна только сознательная зрячая вера, приумножаемая путем сердечного знания.

 

Литература

  1. Бхагавад-Гита.
  2. Г. С. Горчаков, Иисус Христос -- вестник Шамбалы. Некоторые комментарии в свете Учения Агни Йоги. -- Томск, 1994.
  3. А. Каменская , Миссия Е. Блаватской.
  4. И. Ефремов, Таис Афинская.. -- Харьков, М., 1993.
  5. О. Александр Мень, Радостная весть. Лекции, выпуск 1. -- М., 1991.
 
Hosted by uCoz