СУЩНОСТЬ И БУДУЩЕЕ ИДЕИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯЗЫКА

 I   II  III IV  V  VI VII VIII

К началу    <<<   >>>   На эсперанто


III

Теперь переходим ко второму вопросу: “возможен ли международный язык?” В этом ни один лишенный предрассудков человек также ни на минуту не усомнится, ибо не только не существует ни малейших фактов, которые говорили бы против такой возможности, но не существует даже малейшей причины, которая заставила бы усомниться хоть на минуту в этой возможности. В самом деле существуют люди, которые с ученым апломбом уверяют, как будто язык есть объект природный, органический, который зависит от отдельных физиологических особенностей органов речи любого народа, от климата, наследственности, смешения рас, исторических условий и т. п. И массам эти ученые речи очень импонируют, особенно, если они в достаточной мере пересыпаны различными цитатами и таинственными для масс техническими терминами. Но ведь человек образованный, осмеливающийся иметь собственное мнение, знает очень хорошо, что все это — лишь бессодержательная псевдонаучная болтовня, не имеющая никакого значения, легко опровергнуть которую мог бы первый встречный ребенок. Из каждодневного опыта мы все хорошо знаем, что если взять ребенка из какой бы то ни было страны или народа и с самого его рождения воспитывать его среди людей другого, совершенно чужого народа, он заговорит на языке этой нации также хорошо и чисто, как и каждый природный сын этого народа. Если человеку взрослому обычно трудно выучить иностранный язык, это следует не из конструкции его органов речи, а просто из того, что у него нет терпения, нет времени, нет учителей, нет средств и т. д. Тот же самый взрослый человек встретил бы те же самые трудности при изучении своего родного языка, если бы он в детстве не был ему обучен, а должен был бы изучать его при помощи уроков. Ведь в конце концов каждый образованный человек уже теперь должен выучить несколько иностранных языков, и он, конечно, не выбирает языки, которые как будто бы соответствуют его органам речи, но только те, в которых он нуждается; нет, следовательно, ничего невозможного в том, что вместо того, чтобы каждый учил различные языки, все изучили бы один единственный язык и, следовательно, могли понимать друг друга. Даже если бы каждый овладел общепринятым языком не в совершенстве, тогда вопрос международного языка был бы уже решен и люди перестали бы стоять друг перед другом словно глухонемые. Нужно запомнить, что если везде было бы известно, что для общения с целым миром необходимо изучить только один язык—везде появилось бы множество хороших учителей этого языка, специальных школ, каждый выучил бы этот язык с большим удовольствием и усердием, и в конце концов все родители приучали бы своих детей к этому языку в детстве, параллельно с родным языком. Следовательно, оставляя пока в стороне вопрос о том, захотят ли люди избрать какой-либо один язык на роль международного и смогут ли они прийти к согласию в этом выборе, мы констатируем тот факт, что с полной несомненностью следует из того, что мы сказали выше, а именно, что само существование международного языка в целом возможно. Итак, заметьте для себя хорошо эти не подлежащие сомнению выводы, к которым мы только что пришли, а именно:

1. Международный язык принес бы человечеству огромную пользу;

2. Существование международного языка в принципе возможно.


К началу    <<<   >>>   На эсперанто

Hosted by uCoz